Иж – Планета Спорт

izh_ps

Он был словно глоток свежего воздуха свободы — современный, изящный, быстрый… И спортивный — эта отличительная особенность "Иж Планета-Спорт" была прописана даже в названии. Он разительно отличался от остальных советских мотоциклов и был до последнего винтика самым быстрым советским "дорожником" семидесятых-восьмидесятых. Впрочем, и сегодня пусть и немногочисленные, но уцелевшие "псы" живут в сердцах и гаражах поклонников.
Спорт не для спорта
В начале семидесятых советская мотопромышленность предлагала неизбалованному покупателю обычные дорожные мотоциклы — утилитарные и непритязательные. Ижевский мотозавод выпускал в ту пору Иж-Планета-3 и Иж-Юпитер-3 (включая "колясочную" версию 3К). Техника была достаточно надежной и неприхотливой, однако сравнивать её с западными аналогами было бессмысленно — ведь по сути своей "ИЖи" были слегка модернизированными версиями довоенного DKW.
Но в 1974 г. ижевцы буквально шокировали советских мотолюбителей новинкой — первым серийным спортивным (!) мотоциклом "ИжПланета-Спорт 350". Мотоцикл был по-настоящему уникальным и непохожим на “совковых” собратьев как внешне, так и по сути.
Худой и изящный
Внешний облик "пса" явно создавался с оглядкой на "японцев" середины 60-х: отсюда форма переднего крыла со стильным креплением, элегантная передняя ступица, динамичное заднее крыло… Как в целом, так и в деталях чувствуется влияние "ветра с востока" — в частности, Иж-ПС удивительно похож на Suzuki T250 Super Six 1966 г., а ступицей и решением задней части — на Yamaha 350R5 1970 г. и Kawasaki A1 Samurai 1966 г.
Словом, мотоцикл получился вполне современным. И, без всяких натяжек, красивым: стремительный, легкий силуэт "пэ-эски" сразу давал понять, что данный аппарат предназначен не для перевозки картошки, а для скоростных "отжигов". Даже сейчас, спустя три десятилетия с начала выпуска, "Планета-Спорт" не выглядит убого — скорее, классически-спортивно.
Спортивности облику добавляла и цветовая гамма — все первые "спорты" были ярко-желтыми (впоследствии — оранжевыми), что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей (крылья, ободок фары, траверсы, крышка двигателя и так далее) смотрелось по-настоящему круто.
Советская фантастика
Впрочем, Иж-ПС был современным мотоциклом не только внешне. За исключением мелочей, вроде цепи и деталей коробки передач, техническая "начинка" была полностью оригинальной и существенно отличалась от остальных "ИЖей".
Так, впервые советский мотоцикл оснащался раздельной системой смазки двигателя (!). В то время такое техническое новшество казалось фантастикой. А ведь 350-кубовый мотор (диаметр поршня — 76 мм), кроме того, мог похвастать японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать внушительные по тем временам 32 л. с. при 6700 об/мин. Для "одиночки" с сухой массой 135 кг это совсем немало: безумно популярная в то время в СССР Jawa-350/634 весила на 20 кг больше и была слабее "спорта" на целых десять "лошадок".
Двигатель "ПСа" был закреплен в раме с помощью резиновых подушек — такое техническое решение было в то время конструктивным новшеством.
Первые партии "Иж Планета-Спорт 350” оснащались также японским электрооборудованием Denso (как на "Ямахе"!), благодаря чему ижевский мотоцикл впервые соответствовал требованиям ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо — нехарактерного для отечественных одиночек размера 3, 0х19".
Благодаря высокому техническому уровню и качеству изготовления "спорты" экспортировались во многие социалистические страны, где высоко котировались даже на фоне "Явы" и мотоциклов MZ. В советские времена поговаривали даже, что "ИжПланета-Спорт" предназначался для экспорта в Соединенные Штаты Америки…
Что ж, динамические показатели "пэ-эски" были “на уровне” не только по советским меркам — 140 километров "максималки" и десять секунд до сотни позволяли себя чувствовать на дороге далеко не бедным родственником.
Более поздние выпуски ИЖ-ПС оснащались уже отечественным карбюратором с меньшим диффузором, вследствие чего максимальная мощность снизилась до 28 л. с. Отличить их от ранних "спортов" можно по более длинному заднему крылу и немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой.
Именно на этом мотоцикле многие занимались самым настоящим моторным "тюнингом" — растачивали цилиндр под поршень М-412 либо под "поршневую" кроссовой 500-кубовой "чезетты". Мощность увеличивалась раза в полтора, но ресурс снижался до одного сезона… В то время как стандартный "пес" выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов.

Случайные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: