История мотоцикла
Мало кто знает сегодня, что прообразом современного мотоцикла является деревянный велосипед с легкой паровой машиной. Такие “паровые мопеды” появились на свет в 80-х годах 19 века. Пионером этого дела стала давно забытая сегодня фирма “Норторп”, создавшая по чертежам инженера Л. Коупленда около двухсот “бициклов” с паровым двигателем.
Небезызвестный немец Готлиб Даймлер в 1885 году создал компактный ДВС. Для демонстрации двигателя он использовал деревянный велосипед. Вскоре после этого братья Хильдебранды приступили к мелкосерийному производству аналогичных самоходов в Германии. Вместе с Алоисом Вольфмюллером они применили на новой машине пневмошины и 2-цилиндровый мотор. Именно этим компаньонам мир обязан появлением слова “мотоцикл” (от лат. “мотор” - приводящий в движение и греч. “циклос” - колесо).
Действительно мировое признание к мотоциклу пришло только через 10 лет. В 1895 году французы Альбер де Дион и Жорж Бутон создали легкий 4-тактный ДВС, установив его на специально сконструированную 3-колесную конструкцию. Трициклы марки “Де Дион-Бутон” изготавливали не только во Франции, но и в ряде других стран (по лицензии) - в том числе в России. За 3 года до начала 19 века русские журналисты Вернеры освоили во Франции выпуск велосипедов с легким моторчиком, закрепленным над передним колесом и имевшим ременной привод.
В 1898 году на чешских мотоциклах марки “Лаурин-Клемент” (в то время это была очень известная фирма) ДВС расположили точь-в-точь как на самоходе Даймлера. Идея в момент была подхвачена многими конструкторами, представлявшими интересы таких компаний, как Harley-Davidson, Peugeot, Yamaha, Northon, “Лейтнер” и пр. Достаточно сказать, что к 1925 году выпуском мотоциклов занимались более 100 заводов во всем мире. Появилась необходимость в классификации мотоциклов, в основу которой лег объем двигателя. Было решено выделить 3 их класса: легкий (до 300 куб. см), средний (от 350 до 650) и тяжелый (свыше 750 куб.см).
В настоящее время действует несколько иная классификация мотоциклов. За основу берутся такие критерии, как назначение мотоцикла и его компоновка. Можно выделить следующие основные группы: мотовелосипеды, мини-байки, мопеды, скутеретты, мотороллеры, “классические” мотоциклы, спортивные мотоциклы, мотовездеходы, мотоциклы двойного назначения, чопперы, туристские мотоциклы, спортбайки, мотоциклы специального назначения и мотоциклы с колясками.
Наличие “подвесного мотора”, в качестве которого все активнее применяют электродвигатель, свойственно самым простым представителям мира мотоциклов - мотовелосипедам. Если перед вами маленький мотоцикл на миниатюрных колесиках (максимум R13), то это - мини-байк. Он характеризуется плотной компоновкой навесных элементов и хребтовой рамой с подвешенным снизу мотором.
Если транспортное средство имеет вспомогательный педальный привод, то это - мопед (термин образован от слов “мотор” и “педаль”). Сейчас все чаще вместо педалей используются кик- или электростартеры. При этом признаки классического мопеда - в частности, изогнутая хребтовая рама с подвешенным снизу двигателем - остаются неизменными.
“Шагать через” - Так переводится с английского слово “скутеретты”. Это машина представляет собой нечто среднее между мопедом и мотороллером, имеет развитые облицовки, а также расположенный между ног водителя мотор. Именно через него и приходится “перешагивать”, усаживаясь на сиденье. Широко распространенное название “скутера” легко заменяется словом “мотороллеры”. Двигатель этих машин немного смещен назад, под седло, а кузов состоит из полностью капотирующих мотор облицовок.
Чопперы и круизеры составляют основу группы мотоциклов, выполненных в американском стиле. Их посадка максимально удобна: прямая, с вынесенными вперед ногами. Седло - 2-уровневое, руль поднят максимально высоко, вылет передней вилки увеличен, а заднее колесо небольшого диаметра - широкое. Такая же прямая посадка отличает и “туристские мотоциклы”. Им также свойственно наличие огромного обтекателя, полностью защищающего водителя от потока встречного воздуха, и объемные багажные кофры. Пожалуй, это наиболее комфортабельный класс мотоциклов. Он предназначен для затяжных путешествий по “паркетным” автобанам.
Тому, кому такой “тепличный” вид прогулок не по душе, советуем обратить внимание на мотовездеходы. Как правило, это машины на 4 колесах (бывают, правда, 3-колесные версии, но их немного). Вездеходные качества этих моделей обеспечиваются широкопрофильными шинами низкого давления, тяговитыми моторами и большими передаточными числами трансмиссии. Для движения как по бездорожью, так и по трассе предназначены мотоциклы двойного назначения. Их фирменные качества - большой клиренс, узкая и жесткая рама, шины с более или менее внедорожным рисунком, а также длинноходные подвески колес.
Для достижения особых целей созданы мотоциклы специального назначения. Сегодня в эту категорию входят 2 группы машин: полицейские и армейские. Первые - это стандартные или туристские модели, на которых смонтировано спецоборудование, вторые представляют собой вариант мотоциклов двойного назначения.
Ну и, наконец, спортивные мотоциклы. Они предназначены исключительно для участия в различных соревнованиях. Классификация этих машин производится в полном соответствии с дисциплинами мотоциклетного спорта. Речь идет, прежде всего, о гоночных моделях, которые участвуют в шоссейно-кольцевых гонках, триальных, версиях для ралли-рейдов, кроссовых и эндуро.