История мотоциклов BMW

56

Более 75 лет работы подразделения «Мотоциклы BMW» – традиции и инновации История подразделения «Мотоциклы BMW» – это история успеха, которая началась более 80 лет назад с разработки первого оппозитного двигателя BMW и продолжается сегодня, находя воплощение в самых современных технических новинках. Мы представляем здесь все исторические модели подразделения «Мотоциклы BMW», предлагаем на заказ предметы для коллекционеров, как, например, книги, и приглашаем посетить исторический архив нашего концерна. Там хранятся бесчисленные иллюстрации, рекламные проспекты, инструкции по эксплуатации и специализированные издания, которые так или иначе связаны с мотоциклами BMW. BMW с 1920 по 1950 год: ранняя история успеха С какого времени оппозитный двигатель и карданный привод являются характерными признаками мотоциклов BMW? Что касается раннего периода, то вы узнаете много интересного о легендарных мотоциклах BMW: от информации о первой модели BMW и появлении первой телескопической вилки до сведений о самом быстром мотоцикле 20-х годов. Вы прочтете, в каких сложных условиях восстанавливалось производство в 1945 году, и узнаете, какая модель стала бестселлером во времена «экономического чуда». 1917: Макс Фриц – прародитель концепции привода оппозитных BMW Начало было положено событием, которое произошло 2 января 1917 года: в этот день 33-летний дипломированный инженер Макс Фриц начал свою работу на BMW. Незадолго до этого он уволился с прежней работы, разойдясь во мнениях со своим шефом Паулем Даймлером в Штуттгарте. Как потом выяснилось, это было на руку BMW. Ведь после запрета на строительство самолетов и авиационных двигателей по Версальскому договору от 28 июня 1919 года сам факт существования BMW был поставлен под вопрос. Тогда Макс Фриц, ставший между тем главным конструктором на BMW, с головой ушел работу над мотоциклами. Еще в декабре 1922 года, чуть более чем через четыре недели после получения заказа, у Фрица был готов чертеж мотоцикла BMW в оригинальную величину.

 

Сердцем его стала новая концепция привода – оппозитный двигатель BMW. Основные принципы мотоциклов BMW Изобретательному швабу Максу Фрицу удалось создать гармоничную концепцию мотоцикла, сведя воедино известные компоненты и расположив их по-новому. Оба цилиндра оппозитного двигателя были установлены не продольно, как у большинства других изготовителей, а поперек направлению движения, что способствовало их лучшему охлаждению набегающим потоком воздуха.

Коробка была пристыкована к двигателю, и привод осуществлялся напрямую от продольно расположенного коленчатого вала. Вместо привычного цепного привода у первых BMW прямую передачу момента на заднее колесо обеспечивал карданный вал. Эти три компонента базовой концепции мотоциклов BMW прекрасно зарекомендовали себя на протяжении вот уже более 75 лет и до сих пор используются в современных оппозитных моделях. 28 сентября 1923 года: презентация R 32 Мировая премьера R 32 на Берлинской автомобильной выставке вызвала большой интерес. До конца Первой мировой войны на Баварских моторных заводах (BMW) строились только двигатели для самолетов, грузовиков и лодок. В 1920 году был создан первый оппозитный двигатель, который использовался многими немецкими производителями мотоциклов.

С созданием R 32, BMW удалось еще до начала производства автомобилей (1928 год) войти в круг фирм, производивших транспортные средства. Вместе с этим начинается и история оппозитных двигателей BMW, которая длится и по сей день вот уже на протяжении более чем 75 лет. Располагая рабочим объемом 494 куб. см и мощностью 8,5 л.с., R 32, который весил 120 кг, развивал скорость более 90 км/ч. Не в последнюю очередь благодаря своему низкому центру тяжести он при этом неизменно хорошо слушался водителя.

Сочетание высокой простоты в обслуживании и известной надежности быстро принесло ему добрую славу. До 1926 года было продано более трех тысяч R 32, каждый из которых стоил 2200 имперских марок – больше, чем модели конкурентов. 1925 год: R 37 открывает двери в мотоспорт Концепция оппозитных BMW реализуется не только с высоким качеством, но и на основе солидной и мощной техники, которую BMW позаимствовала для производства мотоциклов из сферы авиастроения. Оппозитные BMW быстро стали базовой моделью для профессионального мотоспорта, в котором предъявляются постоянно высокие требования к материалам и технологиям. Разумеется, для этого над серийным R 32 мощностью 8 л.с. пришлось поработать.

Рудольф Шляйхер, сам активный гонщик и дипломированный инженер, работающий с 1923 года на BMW, взялся за реализацию проекта. Он конструирует стальной цилиндр с новой легкосплавной головкой и висящими клапанами. Модель R 37 1925 года выпуска располагала рабочим объемом 500 куб. см и мощностью 16 л.с. – в два раза больше, чем у предшественника. Она стала основой гоночных мотоциклов и сделала марку BMW известной не только в соревнованиях на бездорожье и шоссейных гонках, но и во всем мире мотоциклов. Итог: с 1924 по 1929 год все высшие титулы немецких чемпионатов в классе 500 куб. см завоевывались на BMW. 1929 год: самый быстрый мотоцикл в мире В общих чертах это все еще была модель Шляйхера, на которой в 1929 году была предпринята попытка побить абсолютный мировой рекорд скорости.

После внесения необходимых технических изменений 19 сентября 1929 года пришло время старта: Эрнст Хенне промчался на скорости 216 км/ч по Ингольштадскому шоссе севернее Мюнхена, где сегодня действует ограничение 50 км/ч, и превысил прежний мировой рекорд на 10 км/ч. В ходе последующих лет Хенне попеременно с английскими и итальянскими гонщиками ставил все новые и новые мировые рекорды скорости. 1935 год: первая гидравлическая телескопическая вилка На R 12 и R 17 BMW первой в мире среди изготовителей мотоциклов заменила в серийном производстве вилку с листовыми рессорами на телескопическую вилку с гидравлической амортизацией. Этот принцип используется по сей день практически во всех мотоциклах.

1936–1937 года: инновации инженера Шляйхера Совершенно новой разработкой Рудольфа Шляйхера стала модель R 5. Имея мощность 24 л.с. при рабочем объеме 500 куб. см, она была одной из наиболее спортивных моделей того времени. R5 имел двигатель с туннельным картером, два распределительных вала, ножное управление коробкой передач, трубчатую раму из бесшовных тянутых и соединенных электросваркой конических овальных труб, регулируемую амортизацию телескопической вилки и подножки вместо привычных тогда площадок. 1937 год: легендарный рекорд скорости Эрнст Хенне пытается на автобане Франкфурт–Дармштадт побить новый мировой рекорд скорости на 108-сильном компрессорном мотоцикле с рабочим объемом 500 куб. см. Результат оказался просто потрясающим: развив скорость 279,5 км/ч, Эрнст Хенне становится быстрейшим среди мотоциклистов планеты. Мировой рекорд, поставленный 28 ноября 1937 года, продержался 14 лет. 1938 год: «Шорш» Майер, «чугунный» Выступая на 55-сильном компрессорном BMW, он производит фурор на гоночных трассах Европы. Результаты говорят сами за себя: в 1938 году заводской гонщик BMW Георг Майер выигрывает чемпионат Европы.

В 1939 году Георг «Шорш» Майер, которого тогда в кинохронике называли «чугунным Майером», произвел еще большую сенсацию. Он стал первым иностранцем, который выиграл на машине иностранного производства легендарный Senior Tourist Trophy на острове Мэн. Еще одна победа в активе BMW. 1948–1950 года: дух новаторства жив Все мощности по производству мотоциклов, а также конструкторская документация были из-за войны перевезены в начале 40-х годов в Айзенах и оказались впоследствии недоступны для фирмы из Мюнхена. Демонтаж авиационных заводов в Мюнхене и автомобильных в Айзенахе после войны означает, похоже, конец существования фирмы. Однако ремонт техники американской армии и производство различных приборов позволяют фирме удержаться на плаву, пока, наконец, в 1948 году не возобновляется производство мотоциклов.

1948 год: модель возрождения – R 24 На основе довоенной модели в Мюнхене создается первый послевоенный мотоцикл. Арендованные у других фирм станки позволяют в невероятно трудных условиях добиться возрождения.

Необходимо было также получить и разрешение союзников, которые позволили сначала выпускать только одноцилиндровый мотоцикл с рабочим объемом не более 250 куб. см. Летом была готова конструкторская документация, но только незадолго до Рождества 1948 года был выпущен первый R 24. В следующий год этот мотоцикл мощностью 12 л.с. разошелся тиражом 10 тысяч экземпляров, а еще через год было построено уже 17 тысяч таких машин. BMW R 24: 247 куб. см, 12 л.с. Шасси прежнего R 23 получило модернизированный одноцилиндровый двигатель, оснащенный системой зажигания с центробежным регулятором. Также новинкой стала и четырехступенчатая коробка передач с ножным переключением, в котором использовался храповый механизм. BMW R 25/3 Экономическое чудо повлекло за собой также и взлет в сфере мобильности, что обеспечило BMW потрясающий сбыт. R 25/3 стал наиболее продаваемым мотоциклом BMW – 47 700 штук. 1951 год: R 68 – участник 100-мильных гонок Разработанная BMW модель R 68 стала высококлассным спортивным продуктом. R 68, развивавший максимальную скорость 160 км/ч, считался топ-моделью 50-х годов. Представив на Международной вело- и мотовыставке IFMA R 68, подготовленный для участия в 100-мильных гонках, BMW уверенно заявила о своем возвращении в круг лучших производителей мотоциклов в мире. 1954 год: участие в мотоспорте В 1954 году появилась выпущенная небольшим тиражом спортивная модель BMW RS с приводом от главного вертикального вала. Эта модель, развивавшая скорость 200 км/ч, позволила частным гонщикам одержать бесчисленное количество побед на гоночных трассах в Германии и за рубежом.

Спортивные почести были отданы и трехколесным моделям. В 1954 году BMW начинает постоянно выигрывать мировые чемпионаты для машин с колясками. До 1974 года было завоевано 19 титулов, а в период с 1955 по 1974 год все чемпионаты в зачете для марок были выиграны BMW. BMW с 1960 года по нынешнее время: продолжение успеха Далее вы узнаете все о моделях BMW, которые в последующие десятилетия стали еще больше, еще сильнее и еще быстрее.

Прочтите информацию о рождении туристических эндуро и серии К. Узнайте все о первой АБС для мотоциклов. В каких условиях были созданы серия F и круизер? Откройте для себя новый BMW С1. Он указывает нам дорогу в будущее.

Мотоциклы BMW во всем мире В 60-е годы BMW делала ставку на хорошо себя зарекомендовавшую ходовую часть полномаятниковых моделей, которые вышли на рынок в 1955 году и были образцом устойчивости как при движении с коляской, так и без нее. В 1960 году гамму моделей дополнили два спортивных мотоцикла – R 50 S и R 69 S. Последний, развивавший максимальную скорость 175 км/ч, был самым быстрым серийным немецким мотоциклом, который позволил BMW укрепиться на международных рынках. Мотоциклы BMW стали ездить не только по европейским дорогам, но и стали покорителями американских хайвеев.

Большая часть произведенных в 60-е годы мотоциклов отправлялась в Соединенные Штаты. Однако и на других континентах мотоциклы BMW стали все чаще появляться на дорогах.

1969 год: переезд из Мюнхена в Берлин Модели BMW поднимают планку на новую высоту С началом мотоциклетной лихорадки в 70-е годы показатели выпуска мотоциклов BMW снова пошли вверх. Начиная с серии /5 модели с бело-голубым пропеллером на бензобаке становятся больше, мощнее и быстрее. Вехами в истории выпуска мотоциклов можно назвать прежде всего две модели BMW того времени.

R 90 S выпускался с 1973 по 1976 год, имел рабочий объем 898 куб. см, мощность 67 л.с. Впервые за последние 50 лет на BMW была превышена граница рабочего объема 750 куб. см. R 90 S, имевший спортивный внешний вид, первую в мире серийную облицовку кокпита и эффектное лакокрасочное покрытие, считался тогда, да и остается до сих пор иконой в области дизайна мотоциклов. R 100 RS выпускался с 1976 по 1984 год, имел рабочий объем 980 куб. см, мощность 70 л.с. Эта модель стала первым серийным мотоциклом в мире с полной облицовкой.

В центре внимания при этом находилось не только стремление добиться высоких аэродинамических показателей, но и защитить водителя от ветра и непогоды. К тому же модель R 100 RS была одновременно первым BMW с литровым рабочим объемом. Тем самым был основан класс спортивных туристических мотоциклов, в котором BMW по сей день задает тон. 1973 год: подразделение «Мотоциклы BMW» отмечает юбилей Спустя 50 лет после начала истории мотоциклов на BMW в 1923 году с конвейера сходит 500-тысячный мотоцикл. BMW по праву гордится этим юбилеем. Ведь кризис 50-х и 60-х годов был с блеском преодолен. Член Правления Боб Лутц снова может представить блестящие цифры, характеризующие деятельность подразделения «Мотоциклы BMW». Внедорожные BMW.С возрождением мотоцикла происходит возвращение BMW в мотоспорт.

И снова мотоциклы BMW соперничают с конкурентами вдали от наезженных дорог. В 1979 году BMW выигрывает Германский внедорожный чемпионат. Это становится началом успешного пути марки в раллийных гонках последующих лет. Новый сегмент: эндуро для путешествий Начав участвовать во внедорожных гонках, BMW летом 1980 года путем некоторой модернизации делает из успешного внедорожного мотоцикла серийный эндуро, получивший обозначение R 80 G/S. Буква G означала Gelande, то есть бездорожье, а S – Strade, то есть дорога. Тем самым BMW основала сегмент больших комфортабельных эндуро для путешествий, который до сих пор является одним из краеугольных камней мотоциклетного бизнеса. Сенсацию производит первая в мире однорычажная маятниковая подвеска BMW Monolever с односторонним креплением заднего колеса. 1981 год: BMW R 80 G/S пришел, проехал, победил В начале 80-х годов BMW отправляет свои оппозитные модели в пустыню.

Вместе с французом Юбером Ориолем, которого за его навигаторский талант прозвали «африканцем», BMW выигрывает сложнейшую гонку в мире. Этот успех Ориоль сумел повторить в 1983 году. В 1984 и 1985 годах свое имя в список победителей вписал вместе с BMW бельгиец Гастон Райе. 1983 год: рождение серии К Идея инженера-разработчика на BMW по имени Йозеф Фритценвенгер, который впервые предложил поставить горизонтальнорядный двигатель, пошла в серию в 1983 году. Новая серия К выпускается наряду с прекрасно себя зарекомендовавшими двухцилиндровыми оппозитными моделями. Четыре цилиндра и – впервые у серийного мотоцикла электронный впрыск стали отличительными особенностями серии К 100. 1987-1988 года: BMW поражает перспективными инновациями 1987 год: на R 100 GS впервые представлена система BMW Paralever. 1988 год: первой среди изготовителей в мире BMW весной 1988 года предлагает на рынке электронно-гидравлическую антиблокировочную систему (АБС) для мотоциклов. 1988 год: эффектный К 1 становится звездой IFMA'88. Это первый в мире мотоцикл с цифровой электронной системой управления двигателем, который к тому же производит впечатление своим авангардистским дизайном.

1991–1993 года: BMW отмечает юбилей / новая оппозитная модель 18 марта 1991 года был выпущен миллионный мотоцикл BMW. Эта модель K 75 RT была торжественно передана берлинскому сенатору по вопросам экономики и технологий, чтобы потом работать на благо Красного Креста. В ходе борьбы за чистоту окружающей среды BMW первой среди фирм-изготовителей мотоциклов предлагает весной 1991 года трехкомпонентный нейтрализатор с регулировкой состава отработавших газов.

Предложение серийных машин с нейтрализаторами постоянно расширяется. Через 70 лет после R 32 выпуска 1923 года BMW к началу сезона 1993 года представляет спортивно-туристический мотоцикл R 1100 RS – первую модель нового поколения оппозитных мотоциклов, а год спустя появляется эндуро R 1100 GS. Осенью того же года на рынок выходит R 850/1100 R, в следующем сезоне – туристический мотоцикл R 1100 RT. Наряду с АБС второго поколения BMW вместе с запуском нового поколения оппозитников представляет фирменную инновационную направляющую систему переднего колеса под названием Telelever.

1993 год: фандуро F 650 – евромотоцикл В дополнение к традиционной серии двухцилиндровых оппозитных мотоциклов и к серии К в конце 1993 года появляется третий модельный ряд: серия F, которая поначалу была представлена фандуро F 650. Первый после 1966 года одноцилиндровый BMW представлял собой европейский совместный проект. BMW разработала техническую концепцию и динамичный дизайн. Партнер по кооперации фирмаAprilia помогла в разработке и обеспечила сборку мотоцикла. Разработкой измененного по указаниям BMW 650-кубового одноцилиндрового четырехклапанного двигателя занялась австрийская фирма Rotax.

С мая 1995 года BMW первой среди изготовителей мотоциклов серийно оснащает все свои современные модели нейтрализаторами и одновременно предлагает их в качестве дооснащения для более ранних моделей. 1996 год: с конвейера сходит последний оппозитный мотоцикл с двухклапанным газораспределением С конвейера мотоциклетного завода BMW в Шпандау сходит последний R 80 GS Basic – представитель классического поколения оппозитников. Тем самым 19 декабря 1996 года после более чем 70 лет завершается целая глава в истории немецких мотоциклов. Успешный итог: с 1923 года BMW продала 685 830 представителей поколения классических оппозитных мотоциклов. На берлинском заводе в Шпандау с 1969 года было изготовлено 467 900 штук. В настоящее время 1690 сотрудников этого завода выпускают до 400 мотоциклов в день. 1997–1998 года: новые модели 1997 год: круизер BMW R 1200 C превращает поездку в самоцель.

Этот мотоцикл не является копией американских образцов, он отличается самостоятельным дизайном и представляет собой интерпретацию BMW темы круизера, даже при рабочем объеме 850 куб. см. Затем последовали модификации Avantgarde и Independent. Модель K 1200 RS стала настоящим мотоциклом-мечтой для спортивных водителей. Располагая мощностью 130 л.с., она стала первым BMW, который перешел границу в 100 л.с., бывшую до тех пор добровольным ограничением немецких производителей и импортеров мотоциклов. 1998 год: R 1100 S – самый спортивный оппозитный мотоцикл.

По сути дела R 1100 S представляет собой обновленный вариант легендарного R 90 S. Компактный, выразительный и обладающий способностями «туриста» R 1100 S сразу же полюбился приверженцам оппозитных моделей. Мощный и подтянутый он стал идеальным партнером для спортивно-ориентированных друзей марки BMW. Предлагавшаяся на заказ спортивная ходовая часть позволяла ездить буквально в гоночном стиле. Спортивный потенциал R 1100 S полностью проявляется в гонках BoxerCup. K 1200 LT – роскошный туристический мотоцикл. Этой моделью BMW определила порядок вещей в мире мотоциклов. Отработанные в аэродинамической трубе элементы облицовки сочетаются с элегантно-рациональными органами управления.

Модель LT обладает всем мыслимым комфортом. Выдающаяся ходовая часть с серийной АБС обеспечивает прекрасную управляемость роскошного туристического мотоцикла массой 378 кг. 1999 год: рекордный год Двадцатое столетие завершается для BMW очередным рекордом: во всем мире клиентам было поставлено 65 186 мотоциклов. Тем самым десятый раз подряд BMW добивается увеличения количества регистраций новых мотоциклов. Однако новая рекордная цифра продержалась недолго: в 2000 году, в преддверии нового тысячелетия, BMW продает 74 614 мотоциклов. США становятся самым важным зарубежным рынком для BMW. Приверженность заводу в Берлине-Шпандау: перевод производства на завод в Берлине-Шпандау происходит синхронно с представлением новой модели фандуро F 650 GS. Одной из важнейших причин перевода производства в Германию BMW называет сложность техники новой модели. При этом речь идет в частности о дополнительном оборудовании, например эксклюзивной АБС. 1999 год: рекордный год Что принесет новое тысячелетие?

BMW осознает свою экологическую ответственность. Мотоциклы BMW становятся все более экологически чистыми.

Все современные модели с 1995 года оснащаются нейтрализаторами с регулировкой состава отработавших газов. BMW последовательно развивает АБС, которая у некоторых моделей сейчас является составной частью интегральной тормозной системы с новым тормозом Evo. В рамках основательного совершенствования оппозитные модели 1100 R, RS и RT получили двигатель с увеличенным до 1130 куб. см рабочим объемом. Так, BMW в полном соответствии со своей традицией продолжает уверенно открывать двери в будущее мотоциклов. 2000 год: C1, круглая штучка Поездки на мотоциклах становятся все более безопасными и все более специфическими. К началу сезона 2000 года BMW представила модель C1. Это инновационная концепция транспортного средства будущего для поездок на небольшие расстояния. Пристегнутый ремнями безопасности водитель может не надевать шлем. Уникальная концепция С1, предусматривающая наличие дуг защиты при опрокидывании и элементов обеспечения пассивной безопасности, указывает путь в будущее мотоциклов.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: